Версия для слабовидящих
3

«Война и мир» – история создания фильма (часть 9, прокат в СССР и за рубежом)

22 октября 2020
Анна Резанова
199

Части 1234567891011

001.jpg

Одна из особенностей работы над картиной «Война и мир» заключалась в проведении монтажа завершенных сцен и эпизодов параллельно с продолжением съёмок. Ещё в декабре 1963 года С.Ф.Бондарчук закончил монтаж некоторых батальных сцен – готовый материал был представлен руководящему составу Министерства обороны СССР.  Однако съёмки проводились до конца октября 1966 г. В январе1965 г. руководство киностудии «Мосфильм» сообщило съёмочной группе, что первые две серии будут показаны на IV Московском международном кинофестивале (МКФ).  В итоге к концу июня 1965 года, практически перед началом МКФ, все работы по первым двум сериям были завершены. Фильм «1805 год» (впоследствии получивший название «Андрей Болконский») и серия «Наташа Ростова» были приняты Генеральной дирекцией киностудии «Мосфильм» 30 июня 1965 г.  1-я серия «1805 год» имела 12 частей (3882 м.), вторая серия «Наташа Ростова» также состояла из 12 частей (3687,5 м). Эти фильмы, показанные на IV Московском международном кинофестивале и на 26 Международном кинофестивале в Венеции, затем были перемонтированы.

Акты об окончании производства первой и второй серий кинокартины «Война и мир»

Акты об окончании производства первой и второй серий кинокартины «Война и мир»

Акты о выходе на экран первой и второй серий кинокартины «Война и мир»

Акты о выходе на экран первой и второй серий кинокартины «Война и мир»

Первый показ двух серий киноэпопеии «Война и мир» состоялся 16 июля 1965 года в Кремлёвском дворце съездов. Картина «Война и мир» завоевала Большой золотой приз, который разделила с фильмом венгерского режиссёра Золтана Фабри «20 часов».

«Красная звезда» 21 июня 1965 г., г. Москва
20 июля в Кремлевском Дворце съездов состоялось подведение итогов
IV Московского международного кинофестиваля. Аплодисментами встречает зал занимающих места на сцене членов жюри, министра культуры СССР Е.А.Фурцеву, председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии А.В.Романова, видных кинодеятелей.
После короткого приветствия А.В.Романов предоставляет слово председателю большого жюри С. А Герасимову. Он оглашает имена победителей в конкурсе полнометражных фильмов.
Большой приз
IV Международного кинофестиваля разделили советский фильм «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука, и картина «20 часов» режиссера Золтана Фабри, представленная на конкурс Венгрией.

Вырезки из газет о Московском международном кинофестивале 1965 г.

Вырезки из газет о Московском международном кинофестивале 1965 г.

Работа над картиной была столь сложной, что в один из дней кинофестиваля Сергею Фёдоровичу Бондарчуку стало плохо. Обострились проблемы с сердцем. Директор картины Н.А.Иванов вспоминал: «Напряжение двух последних месяцев, работа без отдыха, чтобы успеть к фестивалю, бессонные ночи – всё это сказалось на его самочувствии. И он слёг. Заболел во второй раз, но не так тяжко, как тогда, в июле 1964 года. В тот жаркий день ему стало плохо, он потерял создание, состояние его было критическим. Два часа врачи боролись за его жизнь. Сильнейшее переутомление, нервные перегрузки, не дающее покоя чувство ответственности за дело, которому он служил с поистине жертвенной самоотдачей, привели к такому резкому ухудшению здоровья, что это чуть не кончилось трагически». (Иванов Н.  Из дневника директора картины // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников. -  М.: Эксмо, 2003. - с. 160-161). Однако, к счастью, режиссёр пошёл на поправку.

После Московского кинофестиваля началось триумфальное шествие фильма по экранам и фестивалям мира. На 26-м Венецианском международном кинофестивале, который проходил с   24 августа по 6 сентября 1965 года, фильм «Война и мир» был показан на внеконкурсной основе. Картина была встречена с большим интересом, трижды демонстрировалась на экранах фестиваля.  «Находившиеся на просмотре видные деятели кино Лукино Висконти, Анни Жирардо, Жан Сорель и другие тепло поздравили С.Бондарчука с большим творческим достижением» (Московский комсомолец. - 1965. - 7 сентября). 
17 ноября 1965 г. показом «Война и мир»  в Риме открылась Неделя советского кино в Италии.

На «фестивале фестивалей», или «итоговом смотре» «Ресенья» в мексиканском городе Акапулько в конце года (в ноябре-декабре) демонстрировались фильмы, уже побывавшие на международных фестивалях. В 1965 году на VIII Международном смотре фестивальных фильмов была представлена и картина «Война и мир», победитель МКФ.  Центром города во время фестиваля становился открытый кинотеатр форта Сан-Диего, здесь собиралась фестивальная пёстрая публика из разных стран – Центральной, Южной Америки, США. Участники советской делегации очень волновались, как пройдёт демонстрация «Войны и мира», беспокоились, хорошо ли здешние зрители знают творчество Л.Н.Толстого, русскую историю.

В.Баскаков особенно заботился о качестве перевода. Ведь фильм пройдет в оригинальном варианте, без испанских субтитров… И очень важно, чтобы перевод был точным и по возможности немногословным. Н.Рыбников, снимавшийся в картине и до тонкостей знающий её звуковую часть, решил сам сидеть за микшером, регулируя подачу на экран звука. А.Никитин, в прошлом радиоинженер, обсуждает с киномехаником технические моменты. «Война и мир» - на фестивале единственная широкоформатная лента. Чтобы показать ее, потребовалось специально переоборудовать аппаратную… (Шалуновский В. От Канн до Акапулько. – Советская культура. - 1965. - 21 декабря)

В результате смотра фестивальных фильмов кинокартине «Война и мир» был присуждён главный приз «Золотая голова Паленке».

Советская культура, 21 декабря 1965 г.

Советская культура, 21 декабря 1965 г.

Прокат первой серии фильма «Война и мир» «Андрей Болконский» в широкоформатном 70-мм варианте в кинотеатрах СССР начался 14 марта 1966 г. Премьера состоялась в кинотеатре «Россия». Картина имела огромный успех, была в числе лидеров советского проката. 

Первая серия в широком формате имела две части и длилась почти два с половиной часа, что в два раза повышало стоимость билетов и вызывало многочисленные упрёки зрителей, несмотря на огромную популярность картины. С.Ф.Бондарчук просил руководство «Мосфильма» сократить в новой редакции широкоформатную версию и сделать её единой по композиции с «обычным» вариантом.  Из финала первой серии предполагалось удалить сцены возвращения Андрея Болконского, смерть Лизы Болконской, встречи Андрея с Наташей в Отрадном. Демонстрация нового варианта фильма рассчитывалась по времени примерно на 2 часа. (Дело «Переписка 1962, 1963, 1964, 1965 гг.»)

Письмо С.Ф.Бондарчука Генеральному директору киностудии «Мосфильм» В.Н.Сурину

Письмо С.Ф.Бондарчука Генеральному директору киностудии «Мосфильм» В.Н.Сурину

В архиве «Мосфильма» сохранился документ (Оп. 6 Дело 7262, с. 68-75), сообщающий, как было организовано создание первых копий фильма.  Руководствуясь нуждами проката, Комитет по кинематографии при Совете министров СССР, Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм», Управление кинофикации и кинопроката, киностудия «Мосфильм» озаботились изготовлением на киностудии «Мосфильм» в Лаборатории обработки плёнки нескольких позитивных копий первой серии с единственного имеющегося негатива. На совещании в Госкино постановили:

1… провести с оригинального негатива печать ещё одной (седьмой) позитивной копии первой серии фильма «Война и мир».
Печать этой копии провести на киностудии «Мосфильм» до 25 марта 1966 г. и распределить все 7 копий следующим образом:
1-я – рабочая копия - «Мосфильм»
2-я – В/О «Совэскспортфильм» (для разметки по дубляжам)
3-я - В/О «Совэскспортфильм» (для Японии)
4-я – для кинотеатра «Россия»
5-я - для кинотеатра «Россия» (подменная и для нужд Комитета)
6-я – контрольная копия
7-я – В/О «Совэкспортфильм» (Для Франции)

Члены совещания также решили, что после изготовления семи копий «дальнейшую печать копий с оригинального негатива прекратить и поручить киностудии «Мосфильм» до 5 апреля 1966 г. необходимую реставрацию и чистку этого негатива для подготовки его к печати страховых и исходных материалов», а кроме того – изготовить контрольную копию первой серии. (Опись 6, Дело 2762) Впоследствии было изготовлено свыше 2000 копий по каждой серии обычного формата, в меньшем количестве были созданы копии в широкоэкранном (35-мм) и широкоформатном (70-мм) вариантах.

Протокол Совещания у заместителя Председателя Комитета про кинематографии В.Н.Головни

Протокол Совещания у заместителя Председателя Комитета про кинематографии В.Н.Головни

При подготовке к массовой печати копий 70-мм варианта 1-й серии фильма в Лабораторию обработки плёнки командировали работников Киевской кинокопировальной фабрики, так как эта фабрика считалась передовой в изготовлении широкоформатных лент. Кроме того, именно на Киевской копировальной фабрике планировалось произвести массовую печать 70-мм фильмокопий.

0.jpg

Любопытно, что при демонстрации в кинотеатрах в целях обеспечения сохранности 70-мм копий фильма планировали премировать работников кинотеатров «Россия» и «Космос», в которых проходил показ картины.

00.jpg

В целях изготовления копий широкоэкранного и обычного вариантов фильма промежуточные позитивы предполагалось «обрабатывать» в Венгрии, куда рекомендовалось направить специалистов-технологов «для участия в проведении там необходимых работ»

000.jpg

16 мая 1966 года Заместитель Председателя Госкино В.Головня в соответствии с переговорами с венгерскими специалистами, состоявшимися в Москве, поручил заключить «не позднее 25 мая 1966 года договор с Венгерскими внешнеторговыми организациями на изготовление в Будапештской лаборатории исходных материалов 35-мм варианта для нужд экспорта – промежуточных позитивов и контратипов обычной и широкоэкранной версий фильма.

0000.jpg

27 апреля 1966 года состоялась долгожданная премьера первой серии «Война и мир» в Париже. Картина «Аустерлиц» была показана на «оригинальной» и 70-миллиметровой ленте в кинотеатре «Кинопанорама». Эксклюзивное право показа выкупил владелец «Кинопанорамы» Жан-Пьер Моклер. В его кинотеатре часто демонстрировались советские фильмы. Во время премьеры «Аустерлица» гостей ожидала русская атмосфера – специальные устройства распыляли на улице искусственный снег, по бокам экрана установили берёзки. На премьере присутствовали лётчик-космонавт Алексей Леонов, посол СССР во Франции В.Зорин, с французской стороны – члены правительства, писатель Морис Дрюон, певец Филипп Клэй, продюсер Кристин Гуз-Реналь. Также на премьеру пришёл внук Л.Н.Толстого, Сергей Михайлович Толстой, проживавший в то время в Париже, который отозвался о фильме как об очень верной экранизации романа. Вторую часть - «Наташу» показали в «Кинопанораме» 21 ноября 1966 года. После смерти Жан-Пьера Моклера в 1966 году, «Кинопанорама» утратила эксклюзивность на показ фильма. С 19 декабря картина начала демонстрироваться также в кинотеатре Gaumont-Palace - во французской и полной версии на 70 мм. Французы приняли фильм со всей своей экспрессивностью.

Фигаро Литерер
Это самый хороший фильм, который я видел, - пишет в своей статье Клод Мориак. – С какого времени? С момента появления фильмов Висконти. Когда мы видим настоящее произведение искусства, оно вытесняет из нашей памяти всё другое. Красота и музыкальность, соединенные с живописностью, пластичностью и драматичностью, - всё это вместе возможно только в кино. И все это мы воочию увидели в этой картине.

Фигаро. 30 апреля 1966 г.
Полная уважения верность Толстому. Драгоценная точность деталей. Грандиозный ритм батальных сцен. Живописные фрески. Нет ни одного плана, который не очаровывал бы взора.

Советский экран №15, 1966. Париж смотрит «Войну и мир»

Советский экран №15, 1966. Париж смотрит «Войну и мир»

Интересна статья Экапа-Пьера Леонардини в «Юманите» - «Штормы и моряки», в которой волнения всемирной истории сравниваются со штормом, а главные герои -  с моряками. Автор статьи подчёркивает историзм фильма, в котором истории людей вплетены в эпическое повествование о судьбах мира.

 Перевод статьи Экапа-Пьера Леонардини

Перевод статьи Экапа-Пьера Леонардини

В конце июня первые две серии «Войны и мира» поехали на премьеру в Токио с делегацией в составе С.Ф.Бондарчука, И.К.Скобцевой, Л.М.Савельевой, В.В.Тихонова и Н.А.Иванова. Фильм был закуплен японской кинопрокатной фирмой на условиях процентных отчислений от сборов.

Н.А.Иванов вспоминал:

Ехали мы через Хабаровск, Находку. Везде встречали радушный прием. Сергей Федорович и его главные артисты буквально утопали в цветах. А в стране восходящего солнца нас встречали не менее трех тысяч человек, многие размахивали плакатами с портретами героев фильма, чаще всего встречался портрет Люси Савельевой. В то время в Японии интерес к русской классической литературе был очень высок. Например, издательство «Каваде» в переводе профессора Накамура издало роман «Война и мир» и всего за три месяца продало 600 тысяч экземпляров книги. Программа нашей поездки была насыщена до предела: встречи, беседы, выступления по телевидению и радио, пресс-конференции, приемы. Кажется, в эти несколько дней мы почти и не спали. (Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- 161-162)

С.Ф.Бондарчук, Н.А.Иванов, Л.М.Савельева, В.В.Тихонов, И.К.Скобцева в Японии, 1966 г.

С.Ф.Бондарчук, Н.А.Иванов, Л.М.Савельева, В.В.Тихонов, И.К.Скобцева в Японии, 1966 г.

Премьера состоялась в Токио 29 июня. На премьере присутствовали члены императорской фамилии, общественные и политические деятели, японские кинематографисты, представители дипломатического корпуса.

«В тот день над Японией разразился тайфун, третий по силе после 1945 года. Были закрыты кинотеатры и рестораны, не работали многие учреждения. Но показ нашего фильма состоялся. При переполненном зале. Результат нашей поездки по Японии превзошел самые смелые прогнозы прокатчиков: за две недели было продано билетов на 200 тысяч долларов, фильм за это время посмотрело более двух миллионов зрителей». (Иванов Н. Из дневника директора картины/ Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников. - М., 2003.- с.162)

Из-за длительных командировок режиссёра и главных актёров за рубеж (согласно «Анализам технико-экономических показателей по фильму «Война и мир» и другим документам) съёмки 3-й и 4-й серий были приостановлены. Только в Японии С.Ф.Бондарчук находился с 15 июня по 10 июля 1966 г.  Киностудия несла убытки - так, из-за отсутствия режиссера в июне и июле простой превысил десять тысяч рублей.  Однако показы первых серий в Японии и Франции принесли большой доход. (Опись 6, дело 2762, Опись 6, дело 2924)

015.jpg

20 июля в Москве в кинотеатрах «Россия» и «Мир» состоялась премьера второй серии в широкоформатном варианте.

В июле на XV Международном кинофестивале в Карловых Варах «Война и мир» была показана вне конкурса. А в Праге на V Международном техническом конкурсе фильмов VII конгресса УНИАТЕК фильм получил Почетный приз "за сложные движения киноаппарата при съемке". (Вишневский, В.Е. Советское кино в датах и фактах. (1917-1969): [Справочник]. - Москва: Искусство, 1974. – с. 437).

28 октября 1966 полностью окончились съёмки 3-й и 4-й серий. Сроки кредитования картины Госбанком СССР подходили к окончанию. Но впереди предстоял монтаж, озвучание, перезапись. Госкино попросило о продлении сроков кредитования 3-й и 4-й серий.

Письмо Председателя Комитета по кинематографии В.Баскакова в Совет министров СССР

Письмо Председателя Комитета по кинематографии В.Баскакова в Совет министров СССР

Только к концу 1966 года съёмочная группа смогла завершить все работы по 3-й серии «1812 год». Фильм был спешно принят к выпуску на экран с рекомендованными «монтажными поправками и уточнениями» 29 декабря 1966 года.

Сценарно-редакционная коллегия считает возможным рекомендовать принять фильм / «1812 год» / на союзный экран, но рекомендует в процессе в процессе подготовки исходных материалов произвести в нем известные монтажные уточнения. Так, коллегия просит С.Бондарчука «почистить» монтаж сцен битвы у Бородино в целях придания этим сценам в совокупности большей стройности и устранения некоторых повторов в отдельных эпизодах. (Опись 6, Дело 2762, с 104)

Сценарно-редакционная комиссия попросила сократить «видения» князя Андрея после ранения, а также при показе поля после Бородинского сражения убрать цитату из романа Л.Н.Толстого, поскольку она носит «призывно-пацифистский характер». Однако С.Ф.Бондарчук настоял на сохранении фразы, которую мысленно произносит Пьер, оглядывая поле, усеянное убитыми и ранеными: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете? … Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!».  Но … какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими…, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей…»
 Заключение сценарно-редакционной комиссии по 3-й серии «Война и мир»

Заключение сценарно-редакционной комиссии по 3-й серии «Война и мир»

Акты об окончании производства и о выпуске на экран фильма «1812 год»

Акты об окончании производства и о выпуске на экран фильма «1812 год»

Первый показ третьей серии прошёл в рамках XX Каннского Международного кинофестиваля, открывшегося 27 апреля 1967 года. Атмосфера была торжественной и праздничной - в этом году СССР отмечал 50-летие советской власти, и на Каннском фестивале состоялся ретроспективный показ многих советских фильмов, организованный Парижской Синематекой и Госфильмофондом СССР. Впервые дирекция кинофестиваля устроила приём в честь советской делегации. На пресс-конференцию советской делегации пришли более 200 журналистов.  Фильм «Бородино» был представлен вне конкурсной программы. Демонстрация картины прошла под аплодисменты переполненного Дворца кино.   Затем фильм «Бородино» показали в кинотеатрах 40 городов Франции, начиная с Парижа.  

Тёмкин Дмитрий (США). Это мне дорого. (Советская культура. 22 июля 1967 г.)

В первый раз я смотрел «1812» на фестивале в Канне. Помню, сразу же после просмотра ко мне подошел один из ведущих американских кинокритиков – Алпер и поделился своими восторгами. Он сказал мне тогда, что это едва ли не лучшая картина, которую он смотрел после «Броненосца «Потемкин». Я всецело разделяю его мнение. Мы часто видим массы на экране, особенно в американских картинах. Как правило, эти эпизоды однообразны и скучны. В фильме же Бондарчука эти массы создают удивительную симфонию движения, ритма. В моей памяти оживают не только страницы диалогов Толстого или его описание битвы. Передо мной проходят философские размышления великого писателя. И это мне особенно дорого.
В кинематографе я одновременно композитор и продюсер. Так вот я преклоняюсь перед организационной работой авторов в этом фильме. Организовать и руководить такими массами перед камерой – дело фантастически сложное, требующее идеальной четкости, слаженности в работе всех служб. Я вижу по кадрам, что этого удалось добиться, и я покорен замечательным мастерство режиссера-руководителя.
И последнее. Важнейшее. За этими тысячными массами Бондарчук не потерял личности, человеческие индивидуальности.

21 июля 1967 г. состоялась премьера фильма «1812 год» в кинотеатре «Россия».

Вырезка из газеты «Советская культура», 9 мая 1967 г.

Вырезка из газеты «Советская культура», 9 мая 1967 г.

4 августа была, наконец, принята последняя серия картины «Война и мир» - «Пьер Безухов». 

Акты об окончании производства и о выпуске на экран фильма «Пьер Безухов»

Акты об окончании производства и о выпуске на экран фильма «Пьер Безухов»

Кинокартина «Война и мир» обошлась  в 8291712 рублей.

Анализы технико-экономических показателей, с. 391:
Исполнение сметы
Стоимость  фильма
На постановку четыхсерийного, широкоформатного фильма «Война и ми» было предусмотрено сметой 8.500.000 рб.,
в т.ч. общестудийные расходы – 961.754 рб.
Фактическая стоимость фильма – 8291712
В т.ч. общестудийные расходы – 902361.
В целом по фильму экономия – 208288.

Анализы технико-экономических показателей, с. 391

Анализы технико-экономических показателей, с. 391

Первый показ картины «Пьер Безухов» состоялся в кинотеатре «Россия» - 4 ноября 1967 года.
Во Франции фильм демонстрировался под названием «Грозный век». Впереди предстоял колоссальный успех картины в США.

Продолжение следует.