Версия для слабовидящих
3

«Война и мир» – история создания фильма (часть 8, съемки)

14 сентября 2020
Анна Резанова
137

Части 1234567891011

В августе 1964 г. началась подготовка к масштабным павильонным съёмкам сцен "Английский клуб", "Салон Шерер", "Бал в Вильно", "Первый бал Наташи».

Художникам картины и сотрудникам Отдела декоративно-технических сооружений (ОДТС) пришлось приложить немалые усилия для строительства декораций. "Зал екатерининского вельможи", где проходил первый бал Наташи Ростовой, предполагали соорудить в 1-м павильоне "Мосфильма". Однако этому препятствовали сложности технического характера. Особо мощное освещение, необходимое при съёмках бала, требовало размещения большого количества осветительной аппаратуры весом примерно в 60 тонн, что могло значительно превысить возможности лесов 1-го павильона. В связи с этим, Начальник Производства киностудии "Мосфильм" Л.Н.Милькис предложил "пересмотреть декорационное решение объекта "Зал Екатерининского вельможи" с условием размещения её в VI павильоне" (Дело 297, с 64).

Письмо Начальника производства «Мосфильма» директору кинокартины «Война и мир»

Письмо Начальника производства «Мосфильма» директору кинокартины «Война и мир»

В связи с этим 26 ноября 1964 г. у главного инженера киностудии "Мосфильм" состоялось совещание (Дело 297, с.65-66), на котором предлагалось всесторонне подготовить именно Первый павильон для съёмок бала Наташи Ростовой. В результате заседания было принято решение поручить главному механику "Мосфильма" В.Высоцкому просчитать нагрузку на леса 1-го павильона, дать заключение о состоянии полов в павильоне, а художникам - "для решения вопроса о размещении операторских точек и осветительной аппаратуры... изготовить макет декорации". А также:

                4. Учитывая сложности съемки с многократным отражениями в зеркалах, считать необходимым отказаться от зеркал в простенках. Для создания необходимого художественного эффекта установить большие зеркала в торцовой части декорации и на дверях. считать необходимым обсудить методы съемки этой декорации на операторском бюро киностудии.
                5. Принять к сведению заявление энергетиков, что они обязуются обеспечить первый павильон электроэнергией.
                6. Обязать КБ студии в соответствии с техническим заданием светотехнического цеха разработать конструкцию лебедок и подвески приборов верхнего света, а механическому цеху изготовить их.

Протокол Совещания у главного инженера киностудии «Мосфильм» от 26 ноября 1964 г.

Протокол Совещания у главного инженера киностудии «Мосфильм» от 26 ноября 1964 г.

Само художественное пространство декорации "Первого Бала Наташи Ростовой", великолепно описал в своих воспоминаниях художник Г. Мясников. Художники Г. Мясников и М.Богданов пришли к мысли пожертвовать исторической правдой ради наибольшей выразительности - вместо обязательного для проведения балов в то время колонного зала воссоздать дающий больше простора открытый зал в стиле барокко. Примером для создания декорации послужил "Екатерининский тронный зал":

"Первый бал Наташи. Это для нее ошеломляющая, но не подавляющая ослепительность. Это простор, пронизанный светом и цветом, но простор, в котором она не теряется, а, напротив, открывается и для себя и для всех своей прелестью, восторженной изумленностью. И нам нужно было добиться того, чтобы изумлением Наташи изумлялся и зритель. Здесь пришлось много спорить, потому что великосветские балы преследовали сознание обязательными колонными залами. Но именно это вызывало внутренний протест. Может быть, потому, что колонны подавляли, загромождали пространство и в зрительном восприятии бала и в техническом смысле. Вспоминались многие великолепные колонные залы... Память возродила одно из немногих ослепительно эффектных впечатлений... - первое посещение екатерининского тронного зала. Изящество барокко без колоннадной архитектуры. Изящество высокого искусства, где точнейшая соразмерность настенных украшений придавала уникальную законченность архитектурному замыслу. на этом и остановились." (Искусство кино.- 1968.- №1.- с.41)

При подготовке к павильонным съёмкам сцен "Салон Шерер", "Бал в Вильно", "Первый бал" возникли трудности и в реконструкции причёсок первой четверти 19-го века, особенно знатных дам и вельмож. Несмотря на то, что съёмочная группа картины "Война и мир" "ознакомились со всеми художниками по причёскам в театрах и кино" (Дело 318, с. 181), нужного специалиста в этой области найти не удалось. Поэтому потребовалась помощь зарубежных мастеров. Из фирмы господина Маклера во Франции для обучения сотрудников гримёрного цеха "Мосфильма", а также непосредственного участия в создании причёсок на картине были приглашены опытные художники Никита Колетт и Траншандон Реймон-Серж. (Дело 320, с 47, Дело 318, с. 178). В результате услуги фирмы господина Маклера обошлись "Мосфильму в 3625 рублей. (Анализы технико-экономических показателей по фильму "Война и мир")

Письма Директора Киностудии в Гос.Комитет кинематографии о работе французских художников-гримёров на кинокартине «Война и мир»

Письма Директора Киностудии в Гос.Комитет кинематографии о работе французских художников-гримёров на кинокартине «Война и мир»

Особого усердия потребовала работа по изготовлению костюмов знатных особ. На 1 октября 1964 года было пошито 223 комплекта мужских фрачных сюртуков, 256 платьев. Кроме того, у золотошвеек в Торжке заказали 17 костюмов с ручной вышивкой и 18 платьев с машинной вышивкой. В ателье в Текстильщиках также было заказано 50 мужских костюмов. "Для пошива персонажных костюмов и костюмов для высокопоставленных лиц [художник] Чиковани был командирован в Польшу и Германию, где им было приобретено необходимое количество соответствующих дорогостоящих материалов" (Дело 318, с. 164).

Переписка членов съёмочной группы

Переписка членов съёмочной группы

Подготовка к павильонным съёмкам длилась около полугода. Однако готовый к 9 января 1965 г. объкт "Салон Шерер" простаивал вплоть до марта 1965 г. из-за гастролей за рубежом актёра Б.А.Смирнова, игравшего князя Василия. 17 марта начались съёмки "Салона Шерер". (Анализы технико-экономических показателей по фильму "Война и мир")

Фрагмент Дела «Анализы технико-экономических показателей по кинокартине «Война и мир»

Фрагмент Дела «Анализы технико-экономических показателей по кинокартине «Война и мир»

Отбором участников массовых сцен "Английский клуб", "Салон Шерер", "Бал в Вильно", "Первый бал Наташи" занималась второй режиссёр Адиба Шир-Ахмедова. В августе 1964 г. в газете "Вечерняя Москва" было размещено объявление о приглашении москвичей в возрасте от 25 до 70 лет принять участие в съёмках кинокартины "Война и мир". 13 августа на киностудию "Мосфильм" приехало около 1500 желающих. (Дело 318, с. 147, 148)

Объявление о приглашении москвичей для участия в съёмках

Объявление о приглашении москвичей для участия в съёмках

Наконец начались съёмки Бала. Для оператора А.Петрицкого эти съёмки стали настоящим испытанием. Чтобы создать эффект присутствия, оператору-постановщику пришлось приобрести умение с лёгкостью кружить по залу на роликах с камерой в руках. Это было непросто:

"Эпизод "первый бал Наташи Ростовой" и для меня был балом, только вовсе не чарующим и не прекрасным. Это когда все снимается с одной точки и камера стоит, ты можешь отойти в сторонку и очароваться игрой актёров, их грациозностью и красотой. Когда же с тяжелой камерой в руках катишься на роликовых коньках в окружении четырех помощников; когда, не отрываясь от камеры, ты должен, простите, задом ощутить сиденье операторского крана, чтобы сесть на него, а не шлепнуться на пол, подняться на этом кране и, снимая с верхней точки общие планы кружащегося в вальсе зала, управлять движением камеры и следить за светом, какое уж тут может быть упоение великим искусством? Сильнейшее напряжение и огромные физические затраты - вот каким для меня оказался тот бал". (Петрицкий А. Мы на многое смотрели по-разному // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 218).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кроме Бала в 1965 г. отсняли также в павильонах "Окно комнаты князя Андрея в Лысых горах", "Лестница в доме вельможи", "Кабинет дядюшки", "Бал в Вильно", "Дом дядюшки", "Терраса - окно Отрадное", "Лунная ночь".
С марта 1965 года проводилось озвучание, запись музыки, запись шумов, монтаж и перезапись первых двух серий. Первые две серии были сданы на одной пленке 30 июня 1965 г. (Анализы технико-экономических показателей по фильму "Война и мир", с. 160)

В первой половине августа 1965 г. производилось восстановление постановочного инвентаря и состоялась кратковременная экспедиция в Можайск для съёмки можайских сцен ("Колонна пленных", "Можайская гора" и др.).

Кадр из фильма - Съемки возле Николаевского Собора в Можайске

Кадр из фильма - Съемки возле Николаевского Собора в Можайске

После возвращения из Можайска съёмочная группа и войска начали переезд в Калинин. В Калинине немедленно начали возводить натурные объекты и 20 августа приступили к съёмках "Улица - Фили", "Избы Кутузова в Горках", "Царево займище", "Плац", "Плавни на реке", "Дорога №1", "Князьково сарай", "Бородинское поле", "Батарея Раевского", "Большие Мытищи", "Отступление фанцузов".

Согласно Анализам технико-экономических показателей:

4 октября 1965 г. группа возвратилась в Москву. В октябре начались съёмки сцены "Лысые горы" в Звенигороде. Параллельно велись работы по озвучанию.
Во второй половине 1965 – первой половине 1966 г. снимали объекты:
В Кремле – «Царь-пушка», «Соборная площадь», «Успенский Собор», «»Троицкие ворота».
Во Внуково – «Бивак колонны русских пленных»
В павильонах – «Гостиная в доме Болконских в Москве», «Спальня в доме Болконских», «Церковь в Кремле», «Коридор дома Ахросимовой», «Комната Наташи в доме Ахросимовой», «Спальня князя Андрея», «Театр».
Параллельно велись монтаж и перезапись.
«Квартира Долохова и комната Наташи», «Изба в Филях», «Прихожая в доме Ахросимовой», «Изба Ростовых в Мытищах»
Комбинированнная съёмка «Бред Андрея перед смертью», «Комната Ростовых в Ярославле», «Усадьба Отрадное».
Съёмки в Алабино: «Привал на опушке леса», «Дорога смерти», «Бегство Наполеона».

Фрагмент из дела «Анализы технико-экономических показателей»

Фрагмент из дела «Анализы технико-экономических показателей»

В съёмке массовой сцены «Дорога смерти» зимой 1966 г. в Алабино участвовало более 6000 человек. Для усиления зрелищности нескольким «французким солдатам» пришлось идти по снегу босиком, а в некоторых кадрах лежать на морозе раздетыми. В качестве компенсации за такой риск с собственным здоровьем актёрам причитались дополнительные выплаты, о которых режиссёр С.Ф.Бондарчук попросил позаботиться начальника актёрского отдела киностудии.

Документы о съёмке объекта «Дорога смерти»

Документы о съёмке объекта «Дорога смерти»

Сергей Фёдорович Бондарчук боролся за каждый эпизод и за каждого персонажа, которые могли бы глубже раскрыть ту или иную тему фильма. В марте 1966 года снимали эпизоды партизанской атаки. В ноябре 1965 г. режиссёр-постановщик обратился в дирекцию Мосфильма с просьбой о введении в фильм для усиления темы патриотического подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года, «двух эпизодов с участием ярко и лаконично обрисованного в романе «Война и мир» героя-партизана Тихона Щербатого». Вероятно Сергей Фёдорович руководился одновременно и другим желанием – использовать талант колоритного и эффектного актёра, как нельзя лучше подходившего к роли Щербатого – Станислава Чекана, который уже был отснят в фильме в роли одного из охотников.

Документы о съёмках сцен «партизанской атаки»

Документы о съёмках сцен «партизанской атаки»

В марте 1966 г. началось строительство обширной комплексной декорации «Старая Москва» на базе Иосифо-Волоцкого монастыря в селе Теряево под Волоколамском. Декорацию планировали строить с привлечением рабочей силы военных ведомств по статье «Военные расходы». Однако, в связи с выделением очень ограниченного состава «саперной части», Киностудией было решено осуществить постройку силами ОДТС. (Дело 2762, с. 47).
Письмо Заместителя Генерального Директора киностудии «Мосфильм» Начальнику Планового отдела Управления Комитета по кинематографии

Письмо Заместителя Генерального Директора киностудии «Мосфильм» Начальнику Планового отдела Управления Комитета по кинематографии

Возведение декорации фактически обошлось съёмочной группе в 144868 рублей за услуги ОДТС и других служб. (Анализы технико-экономических показателей по фильму "Война и мир"). Кроме основного комплекса потребовались дополнительные достройки, декорирование улиц, посадка деревьев, завоз и трамбовка грунта для ликвидации заболоченности. Строительство декорации длилось 5 месяцев, и было завершено в августе 1966 г.

Фрагмент из дела «Анализы технико-экономических показателей»

Фрагмент из дела «Анализы технико-экономических показателей»

В мае-июне 1966 г. съёмочная группа приступила к съёмкам в Московском Кремле. Чтобы согласовать работы на территории Кремля директор картины обратился к коменданту Московского Кремля А.Я.Веденину с просьбой разрешить задекорировать ларьки на Соборной площади для съёмок сцены «Проезд Пьера» и пропустить для этой цели на территорию Кремля необходимый автотранспорт, такой как лихтвагены, камервагены, тонвагены, автокраны. Съёмки кадров, связанных с возрождением Москвы после нашествия Наполеона, были запланированы «на фоне колокольни Ивана Великого и Храма 12-ти апостолов через цветущие яблоки». Поэтому съёмочная группа дожидалась периода цветения яблонь в мае. (Дело 318, с. 187-188)

Переписка съёмочной группы с Комендантом Московского Кремля

Переписка съёмочной группы с Комендантом Московского Кремля

На июнь были назначены съёмки объектов в интерьерах Московского Кремля: «Спальня Наполеона» (в 1-й Трапезной комнате Теремного Дворца), «Кабинет Наполеона» (в Святых сенях при Гранатовитой палате), «Наполеон у окна» (В Гранатовитой палате), «Проходы Наполеона» (В Золотой Царицыной палате, портретной Галерее Теремного дворца). Для оформления интерьеров кремлёвских палат и воссоздания русского уклада и духовного мира, непонятного и чуждого Наполеону, из фондов и экспозиции Кремлёвского Музея были отобраны уникальные предметы старины – иконы, оклады к иконам, Евангелия с драгоценными камнями, кубки, подносы, потиры и т.д. Задумывалось, что эти предметы «лаконично и убедительно решат одну из главных тем фильма: «Французское нашествие и русская культура». (Дело 318, с 190-191)

Письмо главного директора и режиссёра-постановщика фильма Дирекции Московского Кремля о выделении предметов старины для съёмок

Письмо главного директора и режиссёра-постановщика фильма Дирекции Московского Кремля о выделении предметов старины для съёмок

23 июля начался переезд в Теряево для съёмок «Старой Москвы». 10 августа декорация была частично готова, и приступили к съёмкам.

Фрагмент из «Анализов технико-экономических показателей»

Фрагмент из «Анализов технико-экономических показателей»

Для съёмок "Пожара Москвы" второму режиссёру Адибе Шир-Ахмедовой пришлось немало потрудиться с поиском "французских" типажей и знатоков французского языка. Подходящие в эти эпизоды актёры оказались сотрудниками самых разных организаций вплоть до парикмахерских и фабрик. О широком географическом размахе работ по подбору актёров свидетельствует и факт, что на роль красивой армянской девочки в сцене "Пьер с армянским семейством" была отобрана ученица школы в Кисловодске - Вика Алахвердова. Вика была вынуждена "прогуливать" занятия, участвуя в длительных репетициях и съёмках с 16 сентября до октября. (Дело 318)

Письма в организации об освобождении людей для съёмок

Письма в организации об освобождении людей для съёмок

Кроме съёмок старой Москвы на базе натурных декораций в Теряево проводились досъёмки и пересъёмки ряда сцен. (Дело 298): «Кутузов на командном пункте», «Наполеон на командном пункте», Крупный план Андрея Болконского (К Бородинскому сражению), «Андрей Болконский в опустевших «Лысых горах», Крупный план Анатоля Курагина (К Бородинскому сражению), Пьер и Рамбаль во дворе дома Баздеева, «Зарево Москвы в Больших Мытищах, «Стая галок на фоне церковных куполов» и др.

Письмо Директору киностудии «Мосфильм»

Письмо Директору киностудии «Мосфильм»

С разрешения Генеральной Дирекции Киностудии «Мосфильм» съёмки в Теряево были прерваны для съёмок объекта "Квартира Баздеева" с 7 по 11 октября в связи с приездом на гастроли в Москву французского драматического театра Мари Робенсан. На роль капитана Рамбаля был приглашён артист этого театра Жан-Клод Баллар.
Несмотря на то, что при сокращении сценария сцену "В квартире масона Баздеева" исключили, С.Ф.Бондарчук смог доказать, что без этого эпизода невозможно достаточно полно раскрыть тему духовного перерождения Пьера, и в апреле в апреле 1966 г. добился восстановления сцены.

Документы о съёмках сцены «В квартире Баздеева»

Документы о съёмках сцены «В квартире Баздеева»

17 ноября 1966 г. снимали общий план горящей Москвы. Съёмка производилась шестью камерами с участием большой массовки и солдат. Для обеспечения техники безопасности и избежания несчастных случаев, а также для ограждения близлежащих жилых от огня были привлечены пять пожарных команд с автомашинами, из прилегающего озера были проложены рукава с мотопомпами для обеспечения бесперебойно работы пожарных. Войсковой частью, обслуживающей съёмки были выделены и обучены 100 человек для работы пожарными, которые обеспечили все работы во время этой заключительной большой съёмки. Отличная работа пожарных обеспечила полное исключение несчастных случаев во время съёмки. (Анализы технико-экономических показателей по фильму "Война и мир")

Фрагменты из дела «Анализы технико-экономических показателей»

Фрагменты из дела «Анализы технико-экономических показателей»

Для съёмок пожара завезли 200 мешков сажи, а для участников массовых сцен разрешили обжечь 150 костюмов.

Документы о съёмках сцен пожара Москвы

Документы о съёмках сцен пожара Москвы

К сожалению, часто из-за брака плёнки многие сцены приходилось переснимать и доснимать параллельно с запланированными съёмками.

Фрагменты из дела «Анализы технико-экономических показателей»

Фрагменты из дела «Анализы технико-экономических показателей»

Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (Кинокартина «Война и мир» на международных фестивалях и в прокате. 1965-1967 гг.)