Версия для слабовидящих
3

«Война и мир» – история создания фильма (часть 11, музыка В.А. Овчинникова)

25 декабря 2020
Анна Резанова
259

Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир»
Часть 11 — Музыка В.А. Овчинникова и музыкальное оформление кинокартины «Война и мир».

Части 1234567891011

Было бы несправедливо обойти вниманием музыку к фильму "Война и мир" и неоспоримый вклад выдающегося композитора Вячеслава Александровича Овчинникова (1936-2019) в создание этой картины.

001.jpg

Предваряя экскурс к документам, хотелось бы привести воспоминания племянницы и воспитанницы Вячеслава Александровича Овчинникова – писателя, драматурга, журналиста, преподавателя литературного мастерства Елены Вячеславовны Черниковой. Как рассказала сама Елена, она «росла вместе с картиной "Война и мир", все члены съемочной группы стали для неё почти что родственниками, а фильм «Война и мир» - любимым home-video».

Овчинников и Черникова
Фото В.А. Овчинникова и Е.В.Черниковой в Государственном доме радиовещания и звукозаписи

Вячеслав Александрович рассказывал Елене о том, как работал в кино, с известными режиссёрами, – просто и по-домашнему, а позже уже как профессионалу в области литературы и журналистики – серьезно и вдумчиво. Одной из историй был сюжет, как композитора В.А.Овчинникова пригласили на картину "Война и мир".

Идея позвать молодого композитора принадлежала С.Ф.Бондарчуку. Впервые режиссёр услышал музыку В.А.Овчинникова в концертном исполнении в 1960 г. в Государственном доме радиовещания и звукозаписи, в Первой студии на ул. Качалова (ныне Малая Никитская). Большой Симфонический оркестр под управлением А.В.Гаука исполнял Симфонию № 1 ми бемоль минор, написанную композитором еще в годы обучения в Музыкальном училище им. П.И.Чайковского при Консерватории. Симфония имела огромный успех. Сергей Фёдорович не мог поверить, что такую космическую, трагическую музыку мог написать молодой человек.

Однако имя В. А. Овчинникова прозвучало еще раньше.  Его симфоническая поэма «Фестиваль» открывала VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1957 году.

Когда предстоял выбор композитора для картины «Война и мир», режиссёр выступал исключительно за Вячеслава Александровича. Ему нравился этот крепкий, напористый, а главное - талантливый молодой человек. Вопрос решался в Министерстве культуры. Среди претендентов были такие мэтры, как Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян. В.А.Овчинниковом уже были написаны отдельные композиции к фильму - мазурка, батальные сцены, вальс, еще несколько номеров. На заседании в Министерстве собравшимся генералам и деятелям культуры эта музыка понравилась. Боялись лишь одного, сможет ли справиться столь молодой композитор с весьма сложной задачей – написанием музыки к такой грандиозной постановке. После всех доводов, приведённых Овчинниковым, членов комиссии продолжало одолевать сомнение. Тогда решительный композитор заявил, что именно в это время Министерство культуры посетил молодой, но уже известный политический деятель - Рауль Кастро, и молодость для него вовсе не является помехой. Поразившись такой дерзости и характеру, члены комиссии проголосовали за В.А.Овчинникова.

По воспоминаниям С.Ф.Бондарчука об В.А.Овчинникове, назначение композитора на картину утверждалось первоначально Художественным Советом «Мосфильма».

Бондарчук С.Ф. «Желание чуда»…

Когда художественный совет «Мосфильма» утверждал съёмочную группу «Войны и мира», кто-то из членов совета усомнился, справится ли 25-летний Овчинников с возлагаемой на него задачей. Слава стал в боевую позицию и несколько высокомерно произнёс:
— В мои годы Лермонтов написал лучшие свои вещи, а Моцарт был европейской знаменитостью. Не углубляясь в историю, могу сказать, что большинство вождей кубинской революции моложе меня…

Есть и другая история, о первом музыкальном знакомстве С.Ф.Бондарчука с творчеством В.А.Овчинникова. Её рассказал А.С.Кончаловский:

Кончаловский Андрей. Я всегда смотрел на него с обожанием// Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003

Гуляли по Москве, выпивали, однажды встретили Бондарчука, и я затащил его к себе слушать музыку. У меня были пластинки, которых он никогда не слышал… Сначала я поставил для Сережи пластинку с записью Первого фортепьянного концерта Славы Овчинникова. Он творчество Славы еще основательно не знал, а мы с Тарковским уже знали этого гения прекрасно, ведь им уже была написана музыка к «Иванову детству». Вообще, тогда это было что-то невероятное: Овчинников – студент консерватории, а Апрелевский завод грампластинок уже выпустил пластинку его классических сочинений. Так что впервые музыку будущего композитора «Войны и мира» Бондарчук услышал у меня.

В архиве «Мосфильма» сохранились документы, позволяющие проследить этапы работы композитора.

В пояснениях к «Музыкальной экспликации к к/ф «Война и мир» (Опись 6, дело 2785, с 238-241) В.А.Овчинников обозначил пять главных принципов своей работы над музыкой:

- Судьбы главных героев (Наташи, Пьера, Андрея, Кутузова) переплетены «с судьбой народа и ходом истории рождают основные мысли романа «Война и мир», определяют основной поток драматического действия». При этом в Кутузове, как собирательном образе, «выражены лучшие черты русского народа».

- Героико-эпическая тема должна стать «сверхзадачей всего музыкального решения фильма «Война и мир», тем «подтекстом» для всех остальных музыкальных тем, по отношению к которой все остальные темы будут частностями большего или меньшего масштаба и значения».

- Философские проблемы романа «ставят перед композитором задачу создания музыкальной драматургии», которая в отличие от иллюстративного решения поможет глубже войти в философский мир эпопеи»

- При создании музыки к фильму учитывать опыт мастеров классической школы.

- Музыка должна показать представленный в романе мир во всём его многообразии, «с его красотой природы, сложностью человеческих отношений, страстями, которыми охвачен мир, с его безобразием войны, искалеченных человеческих судеб, с его радостями любви, счастья, с его светом разумности и верой в доброе начало…»

 


Музыкальная экспликация к к/ф «Война и мир»

 

Особое внимание В.А.Овчинников уделил исключительным условиям, благодаря которым его замысел смог бы воплотиться:

Мне, автору музыкального компонента, для достижения цели нужны следующие средства: ХОРОШИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ В ТОМ ЧИСЛЕ И ЭЛЕКТРООРГАН, ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ В 100 ЧЕЛОВЕК, ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРВОКЛАССНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, АНСАМБЛЬ ГАБТ, РИХТЕРА и т.п., орган, время для плодотворного воплощения замыслов, постоянное общение с постановщиком фильма на почве творческих исканий и полная свобода в области экспериментирования, в выборе средств и в воплощении своих замыслов

004.jpg

 

Лишь спустя полтора года В.А.Овчинников представил в съёмочную группу «Приложение к музыкальной экспликации» (Опись 6, дело 2786, с 246-249), по сути содержащее сам предмет «музыкальной экспликации». В «Приложении» автор перечислил по четырём сериям все эпизоды, сопровождаемые музыкой, а также музыкальные средства (инструменты), с помощью которых музыка будет звучать.

 


Приложение к музыкальной экспликации

Уже к кинопробам фильма «Война и мир» была записана музыка.

 


Письмо музыкальному редактору «Мосфильма» об организации записи музыки В.А.Овчинникова к кинопробам

Однако произведения прозвучали в довольно малом объёме и без изобразительного ряда, исполненные фрагменты вызвали небольшие нарекания. Во время обсуждения кинопроб директор киностудии «Мосфильм» В.Н.Сурин попросил высказать своё мнение композитора Г.Н.Попова. Г.Н.Попов высказался неоднозначно, подчёркивая и заслуги и недостатки музыки:

Стенограмма заседания Коллегии при Генеральном директоре. Обсуждение кинопроб актеров по фильму «Война и мир» 9 августа 1962 г.

/СУРИН: Скажите относительно музыки./

Г.Н.Попов:

Я обязан об этот сказать. Композитора Овчинникова все знают, и мы знаем, но музыки было мало, еще меньше, чем актерских проб, чтобы можно било развернуто судить о ней. Но откровенно, мое впечатление такое: музыка талантливая, но стилистически такая музыка нужна или другая. Ничего рекомендовать не могу, потому что не знаю сценария. Та часть музыки, которую мы сегодня слышали, была содержательная. Но в первом эпизоде, когда вступили скрипки наверху, это было несколько раз, музыка была немного сладковата, хлюпковата, жидковата в смысле эмоциональном. Это должно быть эмоциональнее, жирнее, рельефнее. Я хочу направить внимание композитора к Чайковскому и Верди не для того, чтобы он списывал у них, а для того, чтобы присмотреться: когда они дают первый аккорд, грудь перестает дышать. Это должно быть графичнее и эмоционально наполненнее. Этот вальс, который мы слышали сегодня, не похож на вальс, но он может быть таким. Конечно, если бы мы видели решение вместе со зрительным изображением,. мы могли бы сказать подходит этот вальс или не подходит. зрительное изображение должно быть сочетаемо с музыкой, Скажу только, что этот вальс содержательный, талантливый, а как это будет подходить к изобразительному решению, как это будет действовать эмоционально, сказать трудно. Надо это видеть вместе, тогда можно определить подходит или нет и кто тут виноват композитор, актер или режиссер.

 

007.jpg

 

Не понравилась музыка и режиссёру А.А.Алову:

Стенограмма обсуждения кинопроб по картине «Война и мир» 20 августа 1962 г.

А.А.Алов:

Музыка мне не нравится. Это не кинематографическое музыкальное решение, это слабая попытка стилизации под XIX век. Я не уверен, что это надо делать. Может быть это не совпадает с тем, как я бы представлял музыкальное решение. Это подделка под классику ХIХ века, но я не большой специалист в этой области и могу заблуждаться.

008.jpg

 

Между тем режиссёр С.Ф.Бондарчук был убеждён в правильности выбора композитора, и работа продолжилась. В архиве «Мосфильма» сохранилось письмо-автограф композитора В.А.Овчинникова, который просит пригласить для записи музыки Большой Симфонический оркестр радио и телевидения под управлением Г.Н.Рождественского (Опись 6, дело 338). Предполагалось, что за дирижерским пультом будет стоять Г.Н.Рождественский, но в результате дирижёром на картине выступил сам композитор В.А.Овчинников. Кроме Хора и Оркестра Всесоюзного радио и телевидения в записи музыки участвовал Симфонический оркестр Московской филармонии.

 

 

Всей работой композитора и дирижёра С.Ф.Бондарчук был доволен. Сергею Фёдоровичу нравились талантливые, трудолюбивые и при этом самобытные, уверенные в себе люди. Именно такие, по мнению режиссёра, могли внести свой вклад в создание произведения искусства, которое возникает в результате "согласованного согласия всех частей". Эту теорию С.Ф.Бондарчука разделял и В.А.Овчинников, недаром в экспликации композитор обозначил себя как «автора музыкального компонента».
В своей книге «Желание чуда» С.Ф.Бондарчук написал о Вячеславе Овчинникове:

На мой взгляд, он необыкновенно талантливый музыкант и сочинитель. В нём удивительным образом сочетаются наивность и самоуверенность, житейская безалаберность и творческая дисциплина. Но над всем стоит адская работоспособность и неиссякаемая жажда творить, писать, работать. В этом своём желании он поистине неистов…
Я не разочаровался в нём…
Слава рано определился в своих стремлениях. Он не думал, кем стать — агрономом или врачом. В восемь лет он написал мазурку, которая вошла в фильм. В шестнадцать начал было работать над оперой «Война и мир». Он думал над музыкой к фильму около четырёх лет, а написал её удивительно быстро.
Овчинников покорил меня своей фанатичной привязанностью к искусству…

Помимо написания собственной музыки, задача композитора состояла в грамотном музыкальном оформлении, выборе правильных музыкальных средств для создания условий выразительного звучания в фильме музыки эпохи XIX века, о которой упоминалось в самом романе Л.Н.Толстого:

Бондарчук С.Ф. «Желание чуда»…
Музыка к фильму, как многое другое, обозначена самим Толстым: старый Болконский любит Гайдна, солдаты поют «Ах вы, сени, мои сени», в английском клубе — кантату, у дядюшки — «Шла девица за водой». Финал проходит под песню «Да здравствует Генрих IV» и т. д. 

Иногда, чтобы разыскать необходимые музыкальные произведения позапрошлого века приходилось прикладывать немалые усилия. Так, в библиотеках и музеях нашей страны не оказалось нот и записей пехотных и кавалерийских сигналов, поэтому съёмочная группа должна была обратиться с запросом во Французский национальный музей истории наполеоновских войск, находящийся в парижском Доме инвалидов.

 

А вот с наличием нот французских маршей съёмочной группе повезло больше - сборник нот нашёлся в Библиотеке Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского. В связи с этим директор кинокартины «Война и мир» Г.Д.Меерович написал письмо в библиотеку с просьбой предоставить ноты маршей сроком на два дня ассистенту режиссёра съёмочной группы В.С.Никольской - для пересъёмки материалов в фотоцехе «Мосфильма». Библиотека помогла также и в воссоздании нотного материала увертюры и фрагмента оперы в сцене «Наташа Ростова в театре».

Специальной страницы в истории музыкального оформления картины «Война и мир» заслуживает и великолепное исполнение колокольных звонов, которые были записаны благодаря звонарям Соборной звонницы Кремля Ростова Великого.

Ассистент режиссёра В.С.Никольская написала благодарственное письмо звонарям Ростова Великого:

Уважаемые товарищи!

Просим ещё раз передать большую благодарность всем товарищам, принимавшим участие в организации и воспроизведении колокольных звонов Ростовской соборной звонницы.
К сожалению, при выпуске фильма отсутствует возможность перечислить в надписях-титрах поименно всех лиц, непосредственных участников сохранения и записи мелодий.
Имена умельцев-звонарей – исполнителей звонов и инициаторов записи сохранятся в материалах истории создания фильма «Война и мир», которые после съёмок будут переданы в музей киностудии «Мосфильм»

 


Благодарственное письмо Киностудии "Мосфильм" Ростовсикм звонарям. Звонари Ростова Великого: М.Н.Тюнина, А.С.Бушилин, М.А. Моровинов, Н.Королёв, М.С.Урановский, М.Д.Трофименко

 

Сегодня, когда мы пересматриваем фильм «Война и мир», вновь и вновь понимаем, насколько органична и в то же время самодостаточна музыка Вячеслава Овчинникова, музыка, которая бесспорно стала важной частью всей киноэпопеи.