Версия для слабовидящих
3

Ко дню рождения В.С. Высоцкого

25 января 2022
Анна Резанова
181

Публикации по материалам архива Киноконцерна «Мосфильм».

В этот день Россия отмечает день рождения выдающегося актёра и поэта-песенника Владимира Семеновича Высоцкого, родившегося 25 января 1938 года.

foto001.jpg

Кинематографическая, как театральная карьера для Владимира Высоцкого поначалу блестяще не складывалась. Окончив в 1960 году Школу-студию при МХАТ, курс П.В. Массальского, он пришёл в Московский театр имени А.С. Пушкина, а в 1962 году – в Московский театр миниатюр. Роли в этих театрах были не очень приметными и интересными, а в творческой среде В. С. Высоцкий был известен только как автор дворовых песен.

В кино Владимир Семёнович дебютировал в 1959 году в небольшой роли студента Пети в фильме режиссёра Василия Ордынского «Сверстницы». В начале 1960-х он сыграл ещё несколько эпизодических ролей – в картинах «Карьера Димы Горина» (1961 г.), «Увольнение на берег» (1962 г.), «Живые и мёртвые» (1963 г.) и других. «Серенькое», - писал об этом периоде жизни сам актер.

Ситуация изменилась, когда в 1964 году В. С. Высоцкий попал в Театр драмы и комедии на Таганке к Юрию Любимову. Режиссер разглядел во Владимире Семёновиче большой талант и помог ему раскрыться. Появились значительные роли. Воодушевленный этим успехом, Владимир Семёнович стремительно начал писать новые песни. В 1965 году В.С. Высоцкий снялся в картинах «На завтрашней улице», «Наш дом», «Стряпуха».

1966 год стал очень плодотворным для Владимира Высоцкого – в театре он сыграл Галилея, первую серьёзную роль, а летом отправился в Иткол для съёмок «Вертикали» молодых режиссёров Б.В.Дурова и С. С. Говорухина. Для этой картины В.С.Высоцкий написал серию замечательных альпинистских песен. Кроме «Вертикали» в августе 1966 года он снимался в «Коротких встречах» Киры Муратовой.
В списке ярких ролей Владимира Семёновича также – Мишель, он же «товарищ Воронов» в «Интервенции» (1968 г.), Бруснецов - «Служили два товарища» (1968 г.), Иван Рябой – «Хозяин тайги» (1968 г.), Жорж Бенгальский – «Опасные гастроли» (1969 г.), Он (журналист) -«Четвертый» (1972 г.), Николай фон Корен - «Плохой хороший человек» (1973 г.), Ибрагим Ганнибал – «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976 г.), Дон Гуан – «Маленькие трагедии» (1979 г.), Глеб Жеглов – «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.)
В. С. Высоцкий умер 25 июля 1980 г.

Эта публикация будет интересна историкам кино и любителям творчества В.С.Высоцкого. Нам хотелось бы представить некоторые документы Архива киноконцерна «Мосфильм о работе В. С. Высоцкого на кинокартинах киностудии «Мосфильм». К сожалению, в архивных документах работа актёра не всегда представлена. В первую очередь ее можно проследить в стенограммах обсуждений кинопроб членами Художественных Советов. Поскольку в 1970-е годы протоколы таких заседаний часто записывались от руки, расшифровка некоторых фрагментов рукописных текстов, вызвала затруднения. Кроме того, для некоторых фильмов Владимир Высоцкий написал серию песен, что также отражено в материалах архива.

 

«Служили два товарища» (реж. Е. Карелов, 1968 г.)

Небольшое упоминание…

На съемках к/к "Служили два товарища"

 

После сложной работы над фильмом «Стряпуха», отношение руководства киностудии «Мосфильм» к Владимиру Высоцкому нельзя было назвать благосклонным. Тем не менее, режиссёру Евгению Карелову удалось добиться, чтобы на роль белогвардейца Бруснецова в кинокартине «Служили два товарища» был утвержден именно Владимир Семёнович. Да и сам образ «неврастенического» героя необычайно подходил под характер актёра, поэтому никого другого режиссёр на эту роль не представлял.

 

Литературная заявка на сценарий «Служили два товарища» Ю. Дунского и В. Фрида

Опись 6, дело 1162

Литературная заявка на сценарий «Служили два товарища» Ю. Дунского и В. Фрида

 

Любопытно заметить, что после завершения работы над фильмом «Служили два товарища», Художественный Совет и руководство Творческого объединения «Товарищ» выделили работу В. С. Высоцкого, как «неплохую» на фоне «слабой линии белых». Сейчас эта роль считается одной из наиболее ярких в фильмографии актёра.

 

4

 

Так сложилось, что дважды В. С. Высоцкий претендовал на главную роль вместе с другим интересным актёром - С.Ю.Юрским – для съёмок в картинах «Четвёртый» режиссёра Александра Столпера и «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера. В обоих случаях режиссёры больше склонялись не в пользу Владимира Семёновича.

 

Представленные выдержки протоколов заседаний позволяют проследить не только отношение к актёрской игре членов Художественного Совета, но и в целом характер работы кинематографистов в выборе кандидата на роль. В советское время создание фильма всегда являлось коллективным трудом.

 

«Четвертый» (реж. А. Столпер, 1972 г.)

Опись 10, дело 923

«Четвертый» (реж. А. Столпер, 1972 г.)

 

Протокол заседания Художественного Совета объединения «Луч», 14.06.1972 г.

Присутствовали: Л. О. Арнштам (кинорежиссёр), А. Я. Степанов, А. Б. Столпер, В.И.Толстых (философ, киновед), М. И. Туровская (сценарист), Т. Юренева, К.Н.Воинов (кинорежиссёр), А. А. Бобровский (кинорежиссёр), Л.Д.Агранович (кинорежиссёр), Н.Н.Урвачева (директор кинокартин), Э. А. Рязанов (кинорежиссёр)

Протокол заседания Художественного Совета объединения «Луч», 14.06.1972 г.

 Как следует из записей Протокола, режиссёр ставил своей задачей - суметь оправдать в глазах зрителя человека, который всю свою жизнь совершал сделки с совестью, предавал идеалы и товарищей молодости.

 

А. Б. Столпер

Другая трудность – выбор актёра. Мне нужно оправдать человека, который всю жизнь делал пакости… С Юрского всё можно снять, я пробую всё равно в рисунке Юрского. Больше хочу Юрского.

А. Б. Столпер

 

Л.Д.Агранович

Высоцкий и Юрский – высокий класс!

Л.Д.Агранович

 

Э. А.Рязанов

О Высоцком и Юрском. Юрского я люблю, но на пробе он многозначительный, много изображает. Он может быть гораздо богаче.

Э. А.Рязанов

 

М. И. Туровская

Юрский – замечательный актёр, но в пробах он мне не понравился. Он вызывает неприязнь с первой минуты. Он подлец сразу. Высоцкий мне больше понравился – он мерзавца играет с достоинством. По фактуре он положительный, он мог бы и в лагере быть четвёртым…

М. И. Туровская

 

В. И. Толстых

Главный герой мне не понравился ни один. Юрский играется. Судьба такого человека не будет волновать зрителя 1,5 часа. Вызывают у меня сомнения и возможности Высоцкого. Он мне не показался значительным человеком.

В. И. Толстых

 

Н. Н. Урвачева

Я – за Высоцкого, хотя люблю и Юрского.

Н. Н. Урвачева

 

 

Л. О. Арнштам

Мне пробы не показались значительными. Юрский интересен, но он действительно неприятен с самого начала. У Высоцкого есть недобор. Я бы ещё пробовал героя. Юрский на экране выглядит человеком с огромной волей, а по пьесе он человек неволевой.

Л. О. Арнштам

 

«Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер, 1979 г.)

Опись 12, дело 2454

 

«Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер, 1979 г.)

 

Протокол заседания редколлегии 5-го Творческого объединения от 26 января 1979 г. Просмотр и обсуждение кинопроб фильма.

 

М. А. Швейцер (режиссёр картины «Маленькие трагедии»):

Дон Гуан – нравятся обе кандидатуры, но хотелось бы связать Импровизатора с Доном Гуаном…

М. А. Швейцер (режиссёр картины «Маленькие трагедии»)

 

Н. Е. Ушакова редактор («Мосфильма»):

Сложен для меня вопрос с Дон Гуаном. Это – Высоцкий, но слушая размышления Швейцера, приняла и кандидатуру Юрского.

Я предложила бы без проб утвердить – Фауст – Каюров, Мефистофель – Высоцкий

Н. Е. Ушакова редактор («Мосфильма»)

 

И. И. Наумова (редактор):

Очень серьезный вопрос – Дон Гуан. Я была уверена в Высоцком, а вышло наоборот. Юрский в последнем куске с Донной Анной такой глубины и бездонности, что возраст и лицо тоже не имеют значения.

И. И. Наумова (редактор)

 

 

А. М. Власова (редактор):

Юрский – Дон Гуан? Облик умного человека, он – гуманист, и в нём есть рационализм – он не может протянуть Дона Гуана. Очень понравился Высоцкий, как актёр он не сказал своего слова, очень талантлив.

А. М. Власова (редактор)

 

С. М. Марьяхин (директор кинокартин)

Нравится Дон Гуан – Юрский…

С. М. Марьяхин (директор кинокартин)

 

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (реж. А. Митта, 1976 г.)

Опись 12, Дело 1308

 

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (реж. А. Митта, 1976 г.)

В пробах на арапа Петра Великого В.С.Высоцкий всерьёз состязался с юношей из Эфиопии, хотя были и другие претенденты на эту роль. Многие члены Художественного Совета не верили, что темпераментный Высоцкий сможет сыграть скромного арапа.

 

Художественный совет 19 июня 1975 г. Второе Творческое объединение «Луч»

Присутствовали Л. О.Арнштам., А. Я. Степанов (редактор), С.А.Соловьев (кинорежиссёр), Е.И.Скиданенко (редактор), Н.Н.Урвачева (директор кинокартин), авторы сценария Ю. Т. Дунский, В.С.Фрид, А. Н. Митта, В.И.Толстых (философ, киновед), Н. М.Поляк (директор кинокартин), Е.С.Цицина (редактор), Н. Б. Лозинская (редактор), М.И.Туровская (сценарист)

 

С.А.Соловьев (кинорежиссёр)

Пробы обширны. В пробах есть решение. Самая большая проблема – Арап. Внутренне я не склонен ни к одному. Понравился один план Высоцкого, но дальше нашел манеру «от противного» себе. Это однообразно. Нет бесспорного Высоцкого.

Второй серьезный претендент – студент. Он пластичен. Мы знаем Ганнибала как русского человека - и этнографический персонаж собьёт. Ощущение, что есть один – Кайдановский, но не арап.

С.А.Соловьев (кинорежиссёр)

 

В. И. Толстых

Согласен – не вижу ни одного арапа. Наверное, Высоцкий может, но он всё же это «засерьёзнел» – это всё неправда.

В. И. Толстых

 

Н. Б. Лозинская

Арап – безусловного ощущения нет. Из Высоцкого можно сделать и не безусловно. Может быть – Барышев… Высоцкий – интересный актёр.

Н. Б. Лозинская

 

М. И. Туровская

Арап – то, что делает Высоцкий, я уже видела. Он проявляется как личность, когда он сам собой. Тут это не его стихия, хотя актёр – прелесть.

М. И. Туровская

 

Е.С.Цицина

В поддержку эфиопа. Если будет натуральный арап – это украсит картину. В нём есть непосредственная чистота.

Е.С.Цицина

 

А. Я. Степанов

О «стилистике» главного героя: меня «купил» настоящий эфиоп, но он разрушит стилево картину, поднимет всерьёз проблемы. Может произойти сразу перекос в жанровом отношении.

Они все играют хорошего арапа. Хотел бы, чтобы это благородство – это воспитанное образование, а за этим живёт другая натура, естественная – тогда появится объёмность. А то Высоцкий – плоскостность, а хочется внутренней борьбы.

А. Я. Степанов

 

Л. О. Арнштам

Конечно, Высоцкий играет Гамлета, но из русских актёров – он персона, его можно развивать в разные стороны. Это надо решать, тогда не нужно искать эфиопских мелочей.

Эфиоп - поэт – не [неразборчиво] дело. Но можно ли его развернуть? Он красивый мальчик. Он лирик – это в нём есть, но он конечно не артист. Но он не в той тональности, как вся другая часть, опасность, что среди рус. [неразборчиво] одна лирическая часть.

Есть два: Высоцкий и эфиоп. Эфиоп – естественнее.

Л. О. Арнштам

 

А. Н. Митта

Трагикомическое решение может быть жанровым – это Высоцкий. Он пока ищет процесс работы.
Решение картины – определено, колебаний нет. Есть и сказочное и стилизаторство.
Уже сделана мультипликация. Но жанровое [неразборчиво] в трагикомическом – Высоцком.

Я ещё продолжаю сравнивать с живым эфиопом. Он будет не этнографическим, а странным и диковинным центром всей картины…Он интересная личность. Высоцкий – тоже. Они двое – оба возможные решения...

А. Н. Митта

 

И только после завершения работы над картиной «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», работу В. Высоцкого оценили по достоинству.

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

 

И.Н. Шарова

Ибрагим актера Высоцкого не воспринимается комедийно, он несет хорошие, нужные мысли о человеческом достоинстве, о долге, о чувства. Я не воспринимала его как арапа, хотя его и «подшоколадили». Ведет он себя достойно, хотя и арап, он и патриот, перед царем шею гнет, хотя и любит его как родного отца. Высоцкий в этом фильме хорошо играет.

 

В.П.Строева (кинорежиссер)

Много кусков сделаны очень талантливо. Это относится и к Петру в сочетании с Ибрагимов Высоцкого. Я боялась исполнения роли Ибрагима актером Высоцким. Но он меня убедил. Осуществлено режиссерское желание донести образ.

 

Владимир Высоцкий написал и исполнил песни для таких кинокартин «Мосфильма», как «Хозяин тайги» (1968 г.), «Чёрный принц» (1973 г.), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975 г.), «Единственная дорога» (1974 г.).

Для кинокартины «Единственная дорога» В. С. Высоцкий написал три песни: «Приговорённые к жизни», «Горное эхо» и финальную песню «Если где-то в чужой неспокойной ночи». (Опись 10, дело №254)

 

«Приговорённые к жизни»

В дорогу - живо! Или - в гроб ложись.
Да! Выбор небогатый перед нами.
Нас обрекли на медленную жизнь -
Мы к ней для верности прикованы цепями...

В.П.Строева (кинорежиссер)

 

Для кинокартины Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» В. Высоцкий написал 8 баллад: «Балладу о маленьком человеке», «Балладу о манекенах», «Балладу об уходе в рай», «Балладу о хиппи», «Плач о наших братьях /о погибших борцах за мир/», «Баллада об оружии», «Песенка о котильоне», «Гимн бейсбольной команды», однако не все они вошли в картину. В фильме В.Высоцкий сыграл и самого Певца Билла Сигера.

Уже после смерти Владимира Семёновича, его песни вошли в фильмы «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Два часа с бардами» (1987 г.), «Так жить нельзя (1990 г.)

  

Некоторые несыгранные роли В. Высоцкого в фотопробах

Некоторые несыгранные роли В. Высоцкого в фотопробах