Версия для слабовидящих
3

120 лет со дня рождения Юлия Райзмана (1903 - 1994)

Главы
14 декабря 2023
158
15 декабря будет отмечаться 120 лет со дня рождения - советского кинорежиссёра, сценариста, педагога, Народного артиста СССР Юлия Райзмана (1903 - 1994). Творческая судьба прославленного кинематографиста была тесно связана с киностудией «Мосфильм» - здесь он снял свои знаменитые фильмы «Лётчики», «Машенька», «Коммунист», «А если это любовь?» и другие. Mosfilm.ru вспоминает основные жизненные и карьерные вехи знаменитого режиссера.

НАЧАЛО

Юлий Яковлевич Райзман родился 15 декабря 1903 года в Москве. В 1924 году окончил факультет общественных наук МГУ, по окончании которого работал на студии «Межрабпом-Русь» литконсультантом, затем ассистентом режиссера у Якова Протазанова. В 1926 году был призван в армию и при содействии Анатолия Луначарского направлен режиссёром в Государственное военное фотокинопредприятие «Госвоенкино» в Москве. Дебютировал в режиссуре, сняв вместе с Александром Гавронским современную бытовую драму «Круг» (1927). Затем самостоятельно поставил ленты «Каторга» (1928) и «Земля жаждет» (1930), полные революционной романтики. В дальнейшем в своем творчестве Райзман сохранит интерес к историям из частной жизни, снимая в то же время масштабные, идеологически выдержанные фильмы. С 1930 года работал в киноорганизации «Востоккино», а с 1931 года — на «Мосфильме».

«МОСФИЛЬМ», ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

В 1935 году Юлий Райзман снял фильм «Летчики» - лирическую историю о буднях авиаотряда, тепло принятую зрителем и названную самим Максимом Горьким одним лучших советских фильмов того времени. «Лётчиков» сравнивали с «Чапаевым», кинокритики высоко оценивали нюансированную игру актёров и прежде всего Бориса Щукина. Отдельно отмечалась операторская работа Л.В. Косматова. Затем последовала историко-революционная лента «Последняя ночь» (1937) и считающаяся не очень удачной экранизация первой части романа М. Шолохова «Поднятая целина» (1939).

С началом Великой Отечественной войны вместе с «Мосфильмом» Райзман был эвакуирован в Алма-Ату, где и закончил свой фильм «Машенька», позднее удостоенный Сталинской премии II степени. В 1945 году возглавлял группу фронтовых операторов: вместе с 5-й ударной армией 1-го Белорусского фронта на протяжении двух месяцев шёл к Берлину, затем участвовал в штурме Берлина и создал документальный фильм на основе этих кадров (за него он был удостоен премии I степени)


«Машенька» (1942), запущенная в производство еще до войны, считается одной из самых лиричных и нежных картин не только в советском, но и в мировом кино. Будничная, ничем вроде бы непримечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и ее возлюбленного, шофера такси, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Критики отмечали, что дарования сценариста Евгения Габриловича и режиссера Юлия Райзмана слились в этом фильме с редким талантом молодой актрисы Валентины Караваевой.

В годы войны Райзман создает еще одну ленту, в которой человеческий подвиг неотделим от прозы будней, — «Небо Москвы» (1944), в некотором роде продолжение темы, затронутой в «Летчиках». В это же время выполняет два государственных заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945), обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946 году.

ОТ ПРЕМИЙ ДО ОПАЛЫ И ОБРАТНО

А вот следующая картина Райзмана - комедия «Поезд идёт на восток» (1947) главному цензору не понравилась. Существует легенда, согласно которой во время просмотра Иосиф Сталин якобы встал и заявил: «Выхожу на этой остановке», что, понятно дело, не сулило создателям картины ничего хорошего. По воспоминаниям самого Райзмана, ему позвонил Иван Пырьев и сообщил, что Сталин фильм категорически не одобрил. Визуально весьма сдержанную ленту поспешно стали ругать в печати - за «мелкотемье», «за облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны» и т.д. Так или иначе, в 1948 году Райзман покидает Москву и едет на Рижскую киностудию.

Опала, впрочем, была недолгой. В 1949 году Райзман снял биографический фильм, посвящённый латышскому поэту Райнису, также удостоенный Сталинской премии II степени, и уже свою следующую картину «Кавалер Золотой Звезды» (1950) режиссер снова ставил в Москве - на «Мосфильме».

В начале 1950-х годов Райзман из-за своего еврейского происхождения попал в общую компанию «борьбы с безродными космополитами» и был отстранен от работы в кино на несколько лет. Возвращение в режиссерское кресло состоялось в 1955-м. Юлий Райзман снимает семейно-бытовую драму с весьма говорящим названием «Урок жизни». Герой ленты - главный инженер крупного строительства - по всем канонам соцреализма должен был быть непременно положительным персонажем, но Райзман делает образ более глубоким, трактует ситуации и моральные терзания строителя коммунизма по-новому.

В 1958 году выходит эпохальный «Коммунист» с Евгением Урбанским, ставший на долгие годы в некотором роде «визитной карточкой» как исполнителя главной роли, так и режиссера. По прошествии десятилетий можно с уверенностью утверждать, что фильм был сделан его создателями максимально честно, с искренней верой в жертвенный подвиг героя картины. Принципиально прозвучал и «Твой современник» (1967) о сыне Василия Губанова (герое фильма «Коммунист»). Особняком в 1960-е годы в фильмографии режиссера стоит картина «А если это любовь?» (1962) - фильм о драматичной любви подростков, вызвавший дискуссию в прессе и идеологических инстанциях.

Коммунист афиша.jpg
"Коммунист" (1958) - оригинальный плакат

В 1960-е годы Ю. Райзман — председатель Художественного совета, преподаватель по специальности «Работа режиссёра с актёром» — выпустил два курса на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Среди его учеников были Глеб Панфилов, Александр Аскольдов, Толомуш Океев, Константин Ершов и Марк Осепьян. Кроме того, в 1962—1964 гг. на сценарном отделении Юлий Райзман преподавал драматургию. С конца 1960-х годов вместе с Михаилом Роммом руководил Третьим творческим объединением киностудии «Мосфильм», а после смерти Ромма продолжил единоличное руководство.

Поздние ленты Райзмана — «Визит вежливости» (1973), «Странная женщина» (1978), «Время желаний» (1984) – зрительского отклика, сравнимого с реакцией на того же «Коммуниста», все же не снискали, хоть и получали награды кинофестивалей и высокие премии. Исключением является, пожалуй, лишь картина «Частная жизнь» (1982) – фильм о крупном советском руководителе, оказавшемся не у дел. Главную роль в ленте, номинировавшейся на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», исполнил Михаил Ульянов. На 39-м Венецианском кинофестивале актер удостоился специального приза жюри. А сам фильм был награжден Государственной премией за 1983 год.

175.jpg

В 1988 году Юлий Райзман стал первым в истории лауреатом премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство». Являлся членом Союза кинематографистов СССР.

Юлий Райзман скончался 11 декабря 1994 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

НАГРАДЫ, ЗВАНИЯ, ПРЕМИИ

  • Звезда «Серп и молот» Героя Социалистического Труда (1973)
  • Два ордена Ленина (1967, 1973)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1963)
  • Орден «Знак Почета» (1940)
  • Орден Октябрьской революции
  • Орден Дружбы народов (1983)
  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Народный артист СССР (1964)
  • Народный артист Латвийской ССР (1949)
  • Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Последняя ночь» (1936)
  • Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Машенька» (1942)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «Берлин» (1945)
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за фильм «Райнис» (1949)
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за фильм «Кавалер Золотой Звезды» (1950)
  • Государственная премия СССР (1983) — за фильм «Частная жизнь» (1982)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1986) — за фильм «Время желаний» (1984)

ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • 1925 Медвежья свадьба (ассистент режиссера)
  • 1925 Шахматная горячка (актер)
  • 1926 Процесс о трех миллионах (ассистент режиссера)
  • 1927 Круг (режиссер)
  • 1927 Сорок первый (ассистент режиссера)
  • 1928 Каторга (режиссер)
  • 1930 Земля жаждет (режиссер)
  • 1935 Летчики (режиссер)
  • 1936 Последняя ночь (автор сценария, режиссер)
  • 1939 Поднятая целина (режиссер)
  • 1942 Машенька (режиссер)
  • 1944 Небо Москвы (режиссер)
  • 1947 Поезд идет на восток (режиссер)
  • 1949 Райнис (режиссер)
  • 1950 Кавалер Золотой Звезды (режиссер)
  • 1955 Урок жизни (режиссер)
  • 1957 Коммунист (режиссер)
  • 1961 А если это любовь? (режиссер, автор сценария)
  • 1967 Твой современник (автор сценария, режиссер)
  • 1972 Визит вежливости (режиссер, автор сценария)
  • 1977 Странная женщина (режиссер)
  • 1982 Частная жизнь (режиссер, автор сценария)
  • 1984 Время желаний (режиссер)
В фойе главного корпуса Киноконцерна «Мосфильм» в эти дни работает фотовыставка, посвященная фильмам Юлия Яковлевича Райзмана (1903 - 1994) и приуроченная к 120-летию со дня рождения знаменитого режиссера.